вторник, 9 апреля 2013 г.

буклет к уроку кубановедения




"Земля отцов - моя земля" - разработка урока кубановедения


Задачи урока:
           Образовательная:
Ø  расширение  кругозора учащихся
            Воспитательная:
Ø  воспитание уважительного отношения к истории, культуре,  традициям жителей Кубани
Ø  воспитание уважения к людям труда
Ø  воспитание уважения к мнению товарищей
Развивающая:
Ø  развитие  речи  учащихся, познавательного интереса
Ø  развитие творческих способностей младших школьников
Ø  формирование умения работать с текстовой информацией, словарями, справочниками
Ø  формирование умения работать в группе сверстников.
 Оборудование:
v  презентация по теме урока,
v  маршрутные листы
v  конверты с заданиями для групповой работы,
v  музейные экспонаты
Ход урока:
1. Слайды 1-28 Организационный момент.
(в данной разработке на слайдах представлены фотографии с изображениями достопримечательностей Краснодарского края, города Краснодара, учитель может сам варьировать видео ряд, наполняя его местным материалом для создания комфортной ситуации, приближения каждого ученика к осознанию «Земля отцов – моя земля!»
Возможно использовать музыкальную композицию «Жемчужина России» или «Ой, да, Краснодарский край»).
2. Слайд 31 Ознакомление (или повторение) с  правилами работы в группах с опорой на условные обозначения, с раздаточным материалом для работы на уроке.
Для чего люди работают в группах?
Какие правила необходимо соблюдать, чтобы работа в группах была успешной?
В течение урока вашим помощником будет маршрутный лист, с его помощью мы узнаем много нового.
 3. Слайд 32 Введение в тему урока:
Летом (перечисляются имена летних именинников) стали на год взрослее, а как вы думаете, кому из героев могло исполниться 8,10, 28,35, 65лет и 74 года?
Кто из данных героев праздновал юбилей?
Слайд 33 Словарная работа «юбилей».
Юбилей - Празднование годовщины (выражающейся в круглых и крупных цифрах) деятельности человека или учреждения.
Как вы понимаете значение слова «юбилей»?
Чтение толкования слова в маршрутном листе.
Подбор родственных слов к слову «юбилей» (юбиляр, юбилейный)
 4. Слайд 34  Введение нового материала.
13 сентября 2011 года исполняется 74 года со дня образования Краснодарского края. 
В его состав входят 38 районов, на его территории проживают   более 5 миллионов человек. Это наша с вами Родина, земля,  на которой жили наши деды и прадеды.
У казаков было особое отношение к родной земле, ведь они были её защитниками, она всегда была кормилицей для  всех народов, которые на ней проживали и проживают сейчас.
 5. Слайд 35-36 «Народная мудрость»
Особое, уважительное отношение к земле нашло своё отражение в кубанском фольклоре: в пословицах, поговорках, песнях.
Задание: установить соответствие между частями пословиц.
Самопроверка выполненного задания.
Чтение и толкование пословиц.
(при наличии интерактивной доски, соответствие можно установить путём перемещения слов, либо соединения частей пословиц маркером)
 6.Слайд 37 Работа в группах. «Люди труда»
Кубанская земля всегда славилась своими людьми, мастерами разных профессий, многие профессии редко встречаются в современном мире,  труд многих людей заменили машины.
Задание: каждая группа получает определённый предмет, составляет рассказ об этом предмете (опора для  ответа предлагается в маршрутном листе).
Опора для ответа:
1.Назовите предмет.
2. Из какого материала он изготовлен?
3.Как используется?
Для анализа могут быть предложены фотографии, музейные экспонаты.
Например: кувшин, подкова, вышитая салфетка, изделие из лозы, весы, колодка для изготовления обуви,  веретено и т.д.
Дополнительные вопросы учителя:
Назовите профессии людей, которым могли принадлежать эти предметы?
Существует ли эта профессия в наши дни?
Какие современные аналоги есть у данных предметов?
 Слайды 38-40 
И сегодня на кубанской земле трудятся  люди, которые своим трудом приносят славу Краснодарскому краю. Это космонавт Виктор Горбатко  и кардиохирург Кирилл Барбухатти,  учитель года города Краснодара Елена Евтушенко и чемпион мира по тяжелой атлетике Александр Иванов. Уверена, что вы будете хорошо учиться, а  в будущем ваши имена будут гордостью Кубани.
(учитель может использовать данный видео ряд, можно использовать  местный материал, «Доску почёта» своего города и станицы).
 7 Слайды 41-42 «Кубань – наш общий дом!»
Краснодарский край стал общим домом для людей более ста национальностей. В музыке, кухне, костюмах народов Кубани много различий, но ещё больше общего.
Задание: внимательно посмотрите на женские костюмы  народов, проживающих на территории Краснодарского края, найдите общие признаки.
(при наличии интерактивной доски используется инструмент «шторка», в презентации можно вставить пустой слайд, для проверки вернуться на предыдущий слайд).
 8. Слайд 43 Литературная страничка
Красота земли Кубани не могла оставить равнодушными творческих людей, писателей и поэтов.
Чтение произведений кубанских поэтов (тексты  даются в маршрутном листе, каждая группа читает своё произведение, выбор произведений на усмотрение учителя в зависимости от уровня подготовки детей).
1 группа
Могучие горы,
Степные просторы,
Приморского берега грань….
Леса и поляны,
Сады и лиманы – всё это родная Кубань. (В.Подкопаев)
 2 группа
Густой туман плывёт низиной.
Покоем полнится земля.
И, держат небо, как корзину,
Над хуторами тополя. ( К. Обойщиков)
 3 группа
Мне дороги кубанские рассветы
И свежий запах скошенных полей,
Степных цветов красивые букеты,
Пуховые седины тополей
Мне дороги кубанские равнины,
Сады и реки, горы и моря –
Все эти живописные картины
Живут с любовью в сердце у меня! (Е.Александров)
 4 группа
Шумят, шумят желтеют нивы,
Красою сердце веселя.
Родимый край мой,
Край судьбы счастливой,
Земля отцов – моя земля.  ( Иван Варавва).
 9 Слайд 44 Мини-проект «Земля отцов – моя земля!»
Строки из стихотворения Ивана Вараввы станут основой для стенной газеты, которую посвятим  дню рождения Краснодарского края.
Работа в группах: каждая группа получает конверт, в котором  находится лист формата А-4, фотографии с изображениями достопримечательностей Краснодарского края, текстовая информация.
Учащиеся подбирают к тексту подходящие по смыслу фотографии, приклеивают или крепят при помощи двустороннего скотча на лист бумаги или картона. Один представитель от группы зачитывает текст и показывает готовую страницу газеты.
 1 группа.
Краснодар – это административный центр Краснодарского края. Это город, в котором мы живём.
 2 группа
Новороссийск- это город-герой! Мы гордимся подвигом своих дедов и прадедов!
 3 группа
Атамань – это музей под открытым небом! Это страницы прошлого нашей земли!
 4 группа
Сочи – столица зимних Олимпийских игр 2014 года. Это спортивные надежды Краснодарского края и России!
 Учитель на доске помещает заголовок газеты «Земля отцов – моя земля!», а под ним готовые работы учащихся
 10. Подведение итогов урока.
Ребята, впереди у вас новый учебный год, новая ступенька школьной лестницы. Учитесь, думайте, мечтайте и помните, что вы – будущее Краснодарского края, от вас зависит, какой будет земля наших дедов и отцов, будьте достойны её прошлого,  в ваших руках её будущее!
(Подвести итог урока может учитель, представитель родительской общественности, ветеран труда, возможно  дистанционное обращение  земляков, находящихся за пределами края).

3 класс интегрированная работа


Красногрудые  красавцы.
      Снегирь – птица, прилетающая в гости зимой и появляющаяся на покры­тых снегом деревьях, поистине украшает зимнюю природу.
Снегирь величиной с воробья, длина тела около 18 см. У самца на голове черная шапочка. Верх головы и кольцо у основания клюва, крылья и хвост чер­ные. Спина голубовато-серая, грудка розово-красная. Самки не обладают таким ярким оперением. У самок грудка серая. Массивный, вздутый у основания короткий клюв черного цвета.
       Населяют хвойные леса Евразии. Снегири обычно держатся небольшими стайками до 10 птиц в каждой. После первого  значительного снегопада сне­гири покидают свои родные леса и начинают кочевать, залетая почти во все об­ласти нашей страны. Появление снегирей после снега близ человеческих посе­лений и городов, в садах, огородах и парках, скорее всего, и лежит в основе их названия - снегирь.
      Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка cнегирей, изредка пере­двигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем снова усесться непод­вижно на некоторое время. И так целый день. С приближением темноты вся стайка улетает в кусты или на деревья, где и ночует. Хорошо летают, быстро передвигаются по земле, в кронах деревьев и кустарников.
      Чем питается снегирь зимой? Толстым клювом он разгрызает семена ягод или небольшие орешки. Кормятся снегири ягодами рябины, семенами сирени, крапивы или почками, в том числе плодовых растений, выкусывая их клювами, как кусачками. Отведав рябины, снегирь чистит клюв: к нему прилипают семе­на рябины. Во время чистки клюва они попадают на землю, а весной прорастают.
     Снегирь  -  доверчивая и общительная птица. Если кто-нибудь из стаи по­пался в ловушку, остальные тотчас спешат на помощь.
      Голос у снегиря - громкое «фю-фъю». Песня мелодичная, включает скри­пящие и трескучие звуки. Некоторые хорошо имитируют чужие голоса. Поют у снегирей и самки, и самцы.
      Строит гнездо и насиживает кладку яиц самка. Гнездо строит на дереве, преимущественно на ели. В гнездо откладывают до 6 яиц. Насиживает  их самка одна: в это время самец ее кормит и охраняет. Птенцов выкармливает также самка. Выкармливают в основном мелкими насекомыми и поспевающими семенами.
Русский язык
А1.Отметь слова, в которых все согласные твёрдые:
1) снегири               2) птица                 3) грудка        4) хвост     5) огород
А2.Прилагательное в предложении «У самца на голове черная шапочка» употреблено в форме:
1) мужского рода
2) среднего рода
3) женского рода
4) множественного числа
В1. В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст.
А. Толстым клювом он разгрызает семена ягод или небольшие орешки.
Б. Чем питается снегирь зимой?
В. Кормятся снегири ягодами рябины, семенами сирени, крапивы или почками.
Определите тему текста.
Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________
В2.Перечитай рассказ. Выпиши из рассказа по 3 слова к каждой группе:

Корень, окончание
Приставка, корень , окончание
Корень, суффикс, окончание




С. Ученик написал письмо своему другу о снегирях, какие правила он не выучил.
Строит гниздо и носижывает клатку яиц самка.
Найди ошибки, постарайся объяснить, почему они были допущены. Какие темы ученик усвоил слабо. Обоснуй ответ.
Ответ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Математика
А1. Запиши в сантиметрах рост снегиря. Перечитай текст.
1)18мм             2) 18см                    3) 18дм
А2. Вставь пропущенные цифры и узнаешь сколько яиц откладывает самка снегиря в гнездо.
         ? ? ? -? ? 2 = ?
1) 608- 602     2) 609-548     3) 608-558
Откладывают:
1) 8 яиц     2) 6 яиц    3) 10 яиц         
В1. Снегири летают стайками – по 10 снегирей в каждой.  На деревья в школьном дворе прилетели снегири. Сколько прилетело снегирей, если на рябину село 2 стайки, а на куст сирени 1 стайка.
Решение:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ: ____________________________________________________________


В2.Составь и реши задачу.  Масса самца  снегиря  150 г, самки 120 г. Кто весит легче  и на сколько?
Ответ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Составь задачу о кормушках для снегирей. Если известно, что длина доски 25 см, а ширина на 5 см короче длины?
Решение:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ:
Окружающий мир
А1. Укажите место обитания снегирей:
1) Европа                               2) Евразия
3) Африка                              4) Россия
А2.Снегирь  – это:
1) растительноядное животное
2) млекопитающие животное
3) пресмыкающиеся животное
4) птица
В1. Перечитай текст, выпиши из текста 3 предмета живой природы.
Ответ___________________________________________________________
В2. Используя информацию из текста, ответь на вопросы:
1)    Что, скорее всего лежит в основе названия птицы – снегирь?

2)    Где обычно строят гнезда снегири?
   _________________________________________________________________
3)    Чем выкармливают птенцов снегири?

4)    Продолжи предложение: Если кто-нибудь из стаи попался…..
   _________________________________________________________________
3. С. Вставь вместо звездочек  числа по порядку от причины к следствию, чтобы объяснить  - почему вода в морях не заканчивается и у снегирей есть своя среда обитания.
*Бесцветный пар всегда есть в воздухе.
*Дождевая вода питает бассейны речных систем.
*При охлаждении пар превращается в капельки, из которых состоят осадки.
*Вода из водоёмов испаряется.
*Осадки - это дождь и снег.
*Солнце греет Землю.
Литературное чтение.
А1.Где живут снегири?
1) у моря
2) в хвойных лесах
3) на скале.
А2. Какая характеристика больше подходит снегирям?
1) общительные
2) отважные
3) нерешительные
В1 Придумай своё название рассказу.
Ответ:___________________________________________________________
В2. Придумай и запиши вопросы ( 2-3) , ответы на которые есть в тексте.
Ответ:___________________________________________________________
_________________________________________________________________
С. Понравилось ли тебе это произведение и чем? Сформулируй и запиши ответ (5-6 предложений)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

для тематических занятий с дошкольниками



"Растения" - рекомендации для родителей дошкольников.


Тема: «Растения».

1 Почемучка.
Какие ты знаешь хвойные (лиственные) деревья? Какие цветы ты знаешь? Какие растения растут в саду, какие в огороде? Назови фрукты (овощи, ягоды, грибы). Как человек использует растения?
2Назови одним словом:

дуб, берёза, ель, рябина;
лук, помидор, свёкла, капуста;
ежевика, черника, земляника, клюква;
мухомор, подосиновики, лисички, грузди;
ель, сосна, пихта, кедр;
гвоздика, ромашка, роза, тюльпан;
яблоко, абрикос, персик, слива;
кабачок, редька, картофель, тыква;
малина, клубника, черника, смородина;
сосна, мак, огурец, лимон;
3 Назови четвёртое лишнее:
картофель, арбуз, огурцы, свёкла;
яблоко, ваза, груша, мандарин;
арбуз, апельсин, мяч, яблоко;                
липа, тополь, яблоня, ель;
персик, редька, абрикос, лимон;
малина, крыжовник, сирень, смородина;
поганка, сыроежка, подберезовик, боровик;
тюльпан, нарцисс, фиалка, фасоль;
гранат, груша, яблоко, тыква;
вишня, черешня, василёк, слива;
корень, ствол, листья, крылья;
дуб, фиалка, колокольчик, ромашка;
лес, сад, огород, небо;
сосна, пихта, осина, ель;
4 Загадки
Сидит дед во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает. Что это? (лук)
Висит груша, нельзя скушать. Что это? (груша)
Зимой и летом одним цветом. Что это?  (ёлка)
 5 Продолжи фразу:
Дерево высокое, а куст….(низкий)
Лист широкий, а травинка…(узкая)
Земляника мелкая, а тыква…(крупная)
Если дуб толще берёзы, то берёза…(тоньше дуба)
Если тополь выше осины, то осина…(ниже тополя)
Лук горький, а морковь…(сладкая)
Арбуз тяжелый, а помидор…(лёгкий)
Берёзка высока, но сосна ещё…(выше)
6 Подбери слова по теме «Овощи»:
большой (что?)…
растёт (что?)…
сладкий (что?)…
варят (что?)…
чёрная (что?)…
маленькая (что?)….
солят (что?)…
свежий (что?)…
жарят (что?)….
мягкая (что?)…
зелёный (что?)…
краснеет (что?)…
длинный (что?)…
срезают (что?)…
круглый (что?)…
7 Продолжи:
Лист берёзы - берёзовый,
липы-…
осины-…
дуба-…
рябины-…
яблони-…
смородины-…
клёна-….
винограда
Сок из вишни - вишнёвый, 
из яблок-…, 
из тыквы-…,
из капусты-…,
из сливы-…,
из лимона-…,
из помидора-…,
из клубники-…,
из апельсина-…,
из моркови-… .
8 Сравни пары предметов (чем они похожи, чем различаются):
ЯБЛОКО-ГРУША    МОРКОВЬ-СВЁКЛА    БЕРЁЗА-ДУБ   АПЕЛЬСИН-МАНДАРИН
ПОМИДОР-ТЫКВА     ЕЛЬ-ЯБЛОНЯ    ДЕРЕВО-КУСТ   МАК-ТЮЛЬПАН
9 Подбери слово во вторую пару.
Огурец-овощ, ромашка -…(цветок, растение, ваза).
Слива-сад, помидор -…(салат, огород, овощ).
Деньги- кошелёк, зерно-…(пшеница, мешок, каша).
10 Отгадай предмет по названию его частей.
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Стебель, зерно, корень (гриб)
Лепесток, стебель, бутон (цветок).
Желуди, ветви, ствол, корень (дуб)
Деревья, кустарники, трава, цветы, грибы (лес).
 11 Бывает- не бывает?
Яблоко солёное.
Из яблок и груш сварили компот.
На березе растут орешки.
На берёзе не осталось листиков.
С ёлки облетели последние листочки.
Ёлку украсили шарами и гирляндами.
 12 Игра « Не пропусти растение»
Если услышишь слово, которое обозначает растение, хлопни в ладоши:
Дорога, тигр, берёза, самолёт, роза, школа, шиповник, ромашка, дом, чеснок, музей, театр, ива, инжир, иволга, воробей, пальма, кабачок, собака, телефон, тюльпан, книга, одуванчик, трава, фонарь, огурец.

Прочитай и перескажи.
Яблоня.
Растёт в саду яблоня. Она широко раскинула свои ветви. Весной яблоня нежно цветёт душистыми цветами. А летом она гордится чудесными плодами. Осенью опадают листья, а зимой стоит наша яблоня вся в снегу. Трудно ей в холод и мороз.

Грибы.
После дождей пошли грибы. Гриб боровик – крепкий, с тёмной шляпкой. В бору на лужайке есть и рыжики. Много грибов в еловом лесу. Но тут они другие. У белых грибов ножки тоньше и выше. У рыжиков другая окраска. На шляпке у них кружочки.

3 класс гейдман устный счёт

Устный счёт.
Работу выполнил (а)
1). Какое число разделили на 80 и получили 8?

2). На сколько 180 меньше 420?

3). Какое число умножили на 7 и получили 420?

4). Найти произведение чисел: 160 и 4.

5). Найти частное чисел: 84 и 12.

6). 37 увеличить в 3 раза.

7). Делимое 100, делитель 4. Найти частное.

8). Во сколько раз 80 меньше 320?

9). 580 уменьшить на 79.

10). 240 увеличить на 60.

11). Найти сумму чисел: 720 и 170.

12). Найти разность чисел: 900 и 480.

13). Найдите ¼  числа 560

14).  Найдите число, если 1/8 = 16