суббота, 23 марта 2013 г.

3 класс русский язык контрольная работа по теме: "Род и число имён существительных"


Контрольная работа (текущая)
Тема: Части речи; род и число имён существительных.

I вариант.
1. Выпиши только имена прилагательные.
      Петь, пение, песенный, запеть, припев, припевать, напевный, певец, певучий, песня, певчий (дрозд), плыть, заплыв, плавательный, заплыть, пловец, плавучий, плавать, плавание.

2. Распредели имена существительные в три группы по значению:
     1) животные;
     2) помещения для животных;
     3) профессии людей.
Свинья, конюх, свинарник, птичница, корова, пастух, коровник, овца, ветеринар, курица, курятник, лошадь, конюшня.

3. Запиши слова в три столбика по родам.
Сахар, дыхание, тётя, сырость, чтение, кот, ветер, мороженое, морковь.

4. Поставь имена существительные в форму единственного числа, запиши.
Двери, степи, озёра, растения, орлы, города, сады, деревья, мосты, дороги.

5. Запиши группы слов. В каждой группе найди и подчеркни «лишнее» слово (обрати внимание на род или число существительное).
    1) луна, поляна, деревня, дядя;
    2) деревья, перья, семья, стулья.

6 (дополнительное). Спиши текст, в каждом предложении подчеркни главные члены.

      Провода провисли под тяжестью сотен ласточек. Птицы беспрерывно слетают, носятся над водой, садятся на землю и снова возвращаются на провода.

II вариант.
1. Выпиши только глаголы.
      Петь, пение, песенный, запеть, припев, припевать, напевный, певец, певучий, песня, певчий (дрозд), плыть, заплыв, плавательный, заплыть, пловец, плавучий, плавать, плавание.

2. Найди в группе лишнее по значению слово. Запиши группы слов, исключая лишние слова.
      1) диван, стул, дверь, шкаф, стол
      2) чай, кофе, сок, суп, кисель
      3) ветер, снег, дождь, пожар, туман
    
3. Распредели слова в три столбика по родам.
        Коктейль, решение, мебель, пони, меню, сырость, высота, здание, ковёр.

4. Поставь имена существительные в форму множественного числа, запиши.
         Стул, лестница, сметана, верёвка, доктор, смелость, учитель.

5. Выпиши из текста существительные мужского рода единственного числа.
       Я люблю простые лесные цветы. Когда приходит весна и тает снег, мы на целый день уходим в лес, греемся на солнце, слушаем пение птиц, собираем подснежники, вяжем из них маленькие букеты.
      Эти простые цветы напоминают далёкое детство, родную любимую природу.
                                                                                             ( По И.Соколову-Микитову)

6 (дополнительное). Спиши предложения, подчеркни все имена существительные как члены предложения.
    Июльское солнце плывёт над лесами и полями, над городами и сёлами. Дарит солнышко своё тепло и малой травинке, и крошечному муравью, и могучему столетнему дубу.

Рекомендации для родителей дошкольников. Упражнения для занятий по теме: "Времена года".

 
Тема  Времена года.
1 Вопрос – ответ.
  • Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
  • Сейчас утро или вечер (день или утро)?
  • Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?
  • Что бывает раньше – обед или ужин?
  • Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
  • Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
  • Почему снег бывает зимой, а не летом?

2.  Угадайка.
- рисует, щиплет, трещит, морозит... (мороз)
- свищет, бушует, дует, завывает... (ветер)
- летает, танцует, сыплется, ложится, покрывает…(снег)
- висит, растёт, тает, плачет, капает... сосулька)
- распускаются, зеленеют, радуют, появляются, цветут... (цветы)

3.Когда это бывает?
- Светит яркое солнце, дети купаются в речке.
- Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.
- С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края.
- На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.

4 Какими звуками отличаются слова?
зал-жал
сок-шок
соя-Зоя
нас-наш
тут-тот
дам-там
тон-Дон
лоза-ложа
плач-плащ
икра-игра
жест-шест
змей-смей
корм-корт
укол-угол
зевать-жевать
скала-шкала
творец-дворец
голос-колос
банки-банка
робот-хобот
споры-шпоры
кора-нора
дом-сом
речь-печь


5.Назови много.
жилец-жильцы
гнездо-гнёзда
дочь-дочери
блюдце-блюдца
полотенце-полотенца
ведро-вёдра
локоть-локти
огонёк-огоньки
звено-звенья
чудо-чудеса
имя-имена
рот-рты
колено-колени
сын-сыновья
рог-рога
песня-песни
поезд-поезда
море-моря
волос-волосы
голос-голоса
ручей-ручьи
дождь-дожди
кенгуру-...
пальто-…


6. «Мой, моя, моё, мои»
пенал мой
стол
дом
кубик
мешок
стакан
улица моя
книга
собака
ручка
тарелка
сумка
ружьё моё
кино
озеро
платье
кольцо
окно
сани мои
часы
игрушки
стулья
руки
лыжи


7.Назови общим словом.
Утро, день, вечер, ночь – это время суток.
Зима, весна, лето, осень – времена года.
Понедельник, вторник, среда… - дни недели.
Январь, февраль, декабрь – зимние месяцы.
Груша, яблоко, банан, персик – это фрукты.
Топор, пила, отвёртка, молоток – это инструменты.
Заяц, жираф, рысь, волк – это дикие животные.
Роза, пион, ромашка, тюльпан – цветы.
Шуба, майка, куртка, костюм – одежда.

8. Назови ласково.
сани-саночки
подушка-подушечка
дерево-деревце
ухо-ушко
круг-кружочек
лес-лесок
ресницы-реснички
лицо-личико
трава-травка
шапка-шапочка
пуговица-пуговичка
зверь-зверёк
орех-орешек
флаг-флажок
солнце-солнышко
стул-стульчик
кукла-куколка
ведро-ведёрко
капля-капелька
кошка-кошечка


9. Сегодня и вчера.
Сегодня пишу, а вчера писал.
думаю-думал
говорю-говорил
леплю-лепил
хожу-ходил
кричу-кричал
режу-резал
жарю-жарил
кричит-кричал
вешает-вешал
мечтает-мечтал
решает-решал
скачу-скакал
играю-играл
сажаю-сажал
поливаю-поливал
катаю-катал
думаю-думал
рисует-рисовал
рубит-рубил
ставит-ставил
точит-точил
читает-читал
смотрит-смотрел

10. Скажи по порядку.
Надо лечь спать. Надо разобрать постель.
Сначала надо разобрать постель, а потом лечь спать.
Надо вымыть руки. Надо умыть лицо.
Надо вытереть посуду. Надо вымыть посуду.
Надо надеть пальто. Надо надеть варежки.
Надо раскрасить дом. Надо нарисовать дом.
Надо почистить картошку. Надо сварить картошку.
Надо повесить бельё. Надо выстирать бельё.
Надо выйти во двор. Надо закрыть дверь.
Надо заклеить конверт. Надо написать письмо.

Упражнения для устного счёта 2-3 класс

четверг, 21 марта 2013 г.

Презентация для занятия с дошкольниками. Тема занятия: "Дом. Квартира".

2 класс русский язык учимся писать приставки

Материал для тематических занятий с дошкольниками


Рекомендации для родителей дошкольников. Тема занятия: "Дом.Квартира".


Тема  Дом. Квартира.

1. Назови свой адрес. Сколько этажей в твоём доме? На каком этаже ты живешь? Сколько комнат в квартире, назови их.

2 Каким словом можно назвать эти предметы:
Табуретка, тумба, кровать, стол.
Сковородка, блюдце, тарелка, стакан.
Утюг, фен, пылесос, холодильник.
Туфли, сапоги, ботинки, босоножки.
Пальто, жакет, плащ, сарафан.
Кастрюля, чашка, нож, миска.
Мячик, кукла, пирамидка, мишка.
Рояль, балалайка, бубен, скрипка.
Кухня, спальня, ванная, гостиная.
Шкаф, диван, кресло, стул.
Колбаса, масло, печенье, сметана.
Отвёртка, топор, молоток, лопата.
Кеды, тапки, валенки, кроссовки.
Панама, шапка, кепка, косынка.
Пила, рубанок, щипцы, клещи.
Костюм, брюки, блуза, пиджак.

3. Назови «лишнее» слово.
 Диван, телефон, шкаф, кресло.
Стол, стул, табурет, чайник.
Торт, сумка, чемодан, портфель.
Мыло, веник, шампунь, зубная паста.
Гольфы, тапочки, валенки, туфли.
Сметана, творог, кефир, сосиски.
Сахарница, маслёнка, солонка, пила.
Берлога, квартира, нора, дупло, курятник.

4. Сравни пары предметов.
Стул-кресло
Пианино-скрипка
Стакан-чашка
Брюки-шорты
Кофта-свитер
Комната-квартира
Дом-избушка
Хлеб-печенье
Тарелка-миска
Молоко-сметана


5. Задача на смекалку.
У Иры три пары туфель. Сколько всего туфелек у девочки? Сколько туфель на правую ногу?

6. Продолжи фразу.
 У птицы гнездо, у человека…
Песок рассыпали, а воду…
Сахар сладкий, а горчица…..
Котлеты жарят, а суп….
У пальто пуговицы, а у ботинок….
Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену…..
Молоко жидкое, а сметана….
У книги обложка, а у дома…
Суп горячий, а сок….

7. Подбери слово во вторую пару.
 Градусник – температура, часы (время, стол, окно).
Глаз – лицо, окно (рот, очки. дом)
Дом – забор, костюм – (ткань, кирпичи, лестница)
Молоток – гвоздь, нож – (доска, хлеб, ящик)
Стул – дерево, булка – (стол, нож, колос)
Телефон – ухо, телевизор – (глаз, радио, антенна)
Шапка – голова, сапог (щетка, мальчик, нога)

8. Ответь на вопрос.
Что можно сшить, связать. Завязать, обуть, надеть?

9. Отгадай предмет по названию его частей.
 Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак, подвал.
Дно, крышка, стенка, ручка.
Сиденье, спинка, ножки.
Рукава, воротник, манжеты.
Подоконник, рама, стекло.

10. Ответь на вопросы. Какие котлеты?
 Котлеты из мяса – мясные
Из курицы-
Из рыбы-
Из капусты-
Из моркови-
Из риса-
Из свёклы-
Из картофеля-

11. Соедини слова «приятели»
электроприборы                        еда
влажный                                    бытовая техника
продукты                                   мокрый
крепкий                                      здание
дом                                             огромное
большое                                     прочный

12 Соедини слова «неприятели»
включать               мягкая                                   польза                                 поднял
широкий               дешёвое                                собрать                                лёгкая
дорогое                 выключать                           тяжёлая                                разобрать
твёрдая                 узкий                                     уронил                                 вред

13 Бывает - не бывает?
Туфли стеклянные. Туфли на стеклянной полке.
В кастрюле варится кашка. В кастрюле варится чашка.

14 Если предмет сделан из…., то он какой?
 Стол из дерева…
Дом из кирпича….
Гараж из металла…
Ремень из кожи….
Ванна из чугуна….
Чашка из фарфора….
Подсвечник из меди….
Монета из золота….
Коробка из картона….
Шляпа из соломы….
Каша из гречихи….
Подушка из пуха….
Фарш из мяса….
Шар из пластилина…..
Кувшин из глины…..
Шуба из меха…..


15 Прочитай и расскажи.
Часы.
На стене в комнате висят большие красивые часы. У них две стрелки, блестящий маятник. Большая стрелка часов показывает, сколько минут, а маленькая который час. Через каждые полчаса часы бьют. Нежный бой слышен по всей квартире.

Игрушки.
На ёлке детям подарили много игрушек. Кирюша получил юлу. Лиза получила большую куклу. Ваня был очень рад барабану. Малыши Вова и Миша получили кубики. Они стали строить из них дом. Ребята дружно играли новыми игрушками.

среда, 20 марта 2013 г.

Учимся писать изложение


Моя поляна
            Я меня есть любимая поляна. Красива она. На рябину прилетают кор­миться дрозды. В сухих листьях здесь живут ежи. Осенью приходят лоси.
            Рядом с поляной находится сад. Деревья засохли, выродились. Дикие ветки дают кислые мелкие яблоки. Однажды я услышал хруст. Я осмотрелся. Это были лоси. Один из лосей мягкими губами срывал яблоки с дерева. Другой лось собирал их на земле. Он подгибал длинные ноги и
вставал на колени.
            Зимой я часто вспоминаю свою поляну и лосей, жующих кислые яблоки.

                                              _________________________.
Стрелял охотник в медведя, да только ранил зверя. Кинулся мед­ведь на человека. Бросил охотник ружье и полез по сосне. А медведи умеют лазить по деревьям. Вот медведь и вскарабкался за охотником.
            Видит охотник: сейчас медведь его за ногу схватит. Сбросил он с се­бя тулуп. Медведь подумал, что это охотник упал. Кинулся зверь за тулупом, да и сорвался с вершины. Разбился медведь.
            Слез охотник с дерева и стал плясать от радости. Ничего, что тулуп в крови, зато медвежью шкуру даром получил!
Примечание: заголовок придумывают дети самостоятельно.


Тополя
От станции до поселка более километра. Дорога была на редкость прямой. По обе ее стороны росли стройные тополя. Они украшали мест­ность, радовали глаз. Мне рассказали удивительную историю о них.
Мальчик прочитал статью о тополях. Он узнал, что из веточки может вырасти дерево. Об этом он сообщил другу. Ранней весной обрезали то­поля. Мальчики собрали все веточки. Ранним утром и поздним вечером ребята бежали на дорогу. Они высаживали свои тополя, ухаживали за молодыми деревцами.
Прошло несколько лет. Чудесная аллея из тополей шумела на доро­ге. Как много могут сделать настойчивые руки!
(Е. Пермяк)

Снегирь
            Поздней осенью к нам прилетают зимние пернатые гости.
            Снегири очень красивы в своих красных нарядах. Снегири - рыцари. Да­же голодные снегири всегда уступят лучшие гроздья рябины самкам. Стайка спокойно обрабатывает дерево и перелетает на соседнее. Делает стая это по команде вожака. Тот слегка приподнимает крылышки и показывает всем белое пятно на пояснице.
            Летает снегирь легко и красиво. В сильные морозы стайка редко передвигается. Да и то только за ягодкой или почкой. В стае обычно по десять птичек.

Пусть птица выводит птенцов!
Ребята отправились с лесником в лес убирать хворост. Он остался от зимней рубки леса.
Хорошо в эту пору в лесу! Лес казался прозрачным. Он умылся весенней водой. Мелкие ручейки торопливо прокладывают себе дорогу. Ветки осин украсились длинными сережками. Зазеленели молодые березки. Первые листочки переливаются на солнце.
Мальчики добрались до вырубки. На краю вырубки была большая куча хвороста. Вдруг что-то захлопало, зашумело. Из хвороста вылетела большая пестрая птица. Внизу было гнездо. Там лежали крупные светлые яйца.
Лесник поправил гнездо и повел ребят на другой конец вырубки. Пусть птица выводит птенцов!

                                        Ёлка для белки.
       Жила в доме лесника больная белочка. Таня и Витя вылечили её. Ребята решили выпустить белочку. А тут  Новый год. Надо устроить белочке праздник.
      Дети принесли ягоды, грибы, орехи. Увешали всю ёлку на поляне. Витя сделал тёплое гнездо в скворечнике.
       Собрались ребята возле ёлки. Витя открыл дверцу клетки. Белка прыгнула на ёлку. Она пробовала то ягодки, то грибки, то орешки.
       Наелась белочка и юркнула в скворечник. Слетелись к ёлке птички и стали пировать. Белочка сидела в своём теремке и весело поглядывала на гостей.


Сиротка.
Однажды случилась беда. Овца попала под машину. Остался маленький пушистый ягнёнок.
За сироткой стала ухаживать Надя. Она кормила его молоком, угощала хлебцем. Особенно ягнёнок любил капусту.
Прошло лето. Теперь это был уже взрослый баран. А какие рога!
Баран всё время ходил за девочкой, как собачка. Он даже защищал её от мальчишек. Раз Надя пришла в кино, и баран за ней. Девочка вошла в зал. А баран уселся у двери и ждал её.  Настоящий друг!

2 класс словарные слова по тематическим группам


1 группа
автобус
автомобиль
адрес
вокзал
город
деревня
дорога
здание
квартира
лестница
машина
телефон
2 группа
воскресенье
вторник
понедельник
пятница
среда
суббота
четверг
3 группа
апрель
декабрь
июль
июнь
месяц
ноябрь
октябрь
сентябрь
февраль
январь
 4 группа
завтрак
молоко
мороженое
обед
ужин
посуда
 5 группа
вчера
быстро
вдруг
весело
до свидания
завтра
здравствуй
однажды
сегодня
скоро
спасибо
хорошо
что
6 группа
берёза
земляника
капуста
овощи
щавель
ягода
 7 группа
герой
космонавт
Красная площадь
Кремль
Москва
народ
праздник
Родина
Россия
русский
столица
8 группа
воробей
ворона
заяц
корова
медведь
собака
соловей
9 группа
дежурный
карандаш
класс
компьютер
работа
ребята
тетрадь
товарищ
ученик
фамилия
язык
10 группа
картина
кино
кинофильм
мультфильм
рисунок
11 группа
коньки
корзина
лопата
мечта
одежда
отец
пальто
платок
чувствовать
12 группа
ветер
иней
космос
мороз
облако

3 класс русский язык словарные слова по тематическим группам



вторник, 19 марта 2013 г.

Рекомендации для родителей.


Что читать детям в 9-10 лет?
1. Антоний Погорельский «Черная курица или Подземные жители».
2. Андрей Некрасов «Приключения капитана Врунгеля».
3. Павел Бажов «Уральские сказы» («Медной горы хозяйка», «Малахитовая Шкатулка», «Каменный цветок», «Горный мастер», «Хрупкая веточка», «Две ящерки», «Приказчиковы подошвы», «Таюткино зеркальце», «Про Великого Полоза», «Огневушка-поскакушка», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце», «Золотой волос», «Богатырёва рукавица», «Кошачьи уши», «Иванко-Крылатко», «Чугунная бабушка», «Живинка в деле», «Солнечный камень», «Васина гора» и другие).
4. Александр Беляев «Остров погибших кораблей», «Голова профессора Доуэля».
5. Даниэль Дефо «Приключения Робинзона Крузо».
6. Марк Твен "Приключения Тома Сойера", «Приключения Геккельбери Финна», «Янки при дворе короля Артура». Рассказы.
7. Генри Каттнер «Котел с неприятностями», «Прохвессор накрылся».
8. Айзек Азимов «Конец вечности», «Стальные пещеры», «Обнаженное солнце», «Я - робот».
9. Владислав Крапивин «Мальчик со шпагой», «В глубине Великого Кристалла».
10. Феликс Зальтен «Бэмби».
11. Дж. М. Барри «Питер Пэн и Венди», «Питер Пэн в Кенсингтонском Саду».
12. Детская библия.
13. Эрнест Сэтон-Томпсон «Рассказы о животных».
14. Джеймс Крюс «Тим Талер или Проданный смех».
15. Роберт Говард «Конан-варвар».
16. Льюис Кэрролл «Приключения Алисы в стране чудес», «Алиса а Зазеркалье».
17. Оскар Уальд «Звездный мальчик», «Кентервильское привидение».
18. Клайв Стейплз Льюис «Хроники Нарнии», «Пока мы лиц не обрели».
19. Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера».
20. Джером Клапка Джером «Трое в лодке, не считая собаки».
21. Роберт Льюис Стивенсон «Черная стрела», «Остров сокровищ», «Клуб самоубийц», «Алмаз Раджи».
22. Чарльз Диккенз «Приключения Оливера Твиста».
23. Артур Конан Дойл «Затерянный мир», «Шерлок Холмс».
24. Агата Кристи «Убийство в доме викария», «Восточный экспресс», «Таинственное преступление в Стайлсе», «Убийство Роджера Экройда», «Десять негритят» и другие.
25. Морис Метерлинк «Синяя Птица», «Ариана и синяя борода».
26. Герберт Уэллс «Нашествие марсиан», «Машина времени», «Война миров», «Человек-невидимка».
27. Гавриил Троепольский «Белый Бим, Черное Ухо».
28. Фенимор Купер «Последний из могикан», «Следопыт».
29. Диана Дуэйн «Хочешь стать волшебником», «Глубокое волшебство», «Высокое волшебство», «Безграничное волшебство».
30. Михаил Пришвин «Кладовая Солнца», «Кащеева цепь».
31. Джеральд Даррелл «Перегруженный ковчег», «Гончие Бафута», «Три билета до Эдвенчер», «Под пологом пьяного леса», «Зоопарк в моём багаже», «Поместье-зверинец», «Земля шорохов», «Путь кенгурёнка», «Поймайте мне колобуса», «По всему свету», «Моя семья и другие звери», «Птицы, звери и родственники», «Сад богов», «Только звери», «Пикник и прочие безобразия», «Золотые крыланы и розовые голуби», «Натуралист на мушке», «Ковчег на острове», «Филе из палтуса», «Звери в моей постели» (книга Джеки Даррелл, 1-й женой), «Рози « моя родственница», «Мясной рулет», «Новый Ной», «Юбилей ковчега», «Говорящий свёрток», «Ослокрады» («Похитители ослов»), «Ай-ай и я», «Звери в моей жизни», «Зоопарки», «Птица пересмешник».
32. Игорь Акимушкин «Мир Животных», «Млекопитающие или звери».
33. Джоан Роулинг «Гарри Поттер» («Гарри Поттер и волшебный камень», «Гарри Поттер и комната секретов», «Гарри Поттер и узник Азкабана», «Гарри Поттер и кубок огня», «Гарри Поттер и Принц Полукровка»).
34. Александра Бруштейн «Дорога уходит в даль...» (трилогия).
35. Валентина Осеева «Васек Трубачев и его товарищи».
36. Эрнст Теодор Амадей Гофман «Крошка Цахес», «Песочный человек».
37. Василий Аксенов «Мой дедушка памятник».
38. Шейла Барнфорд «Невероятное путешествие».
39. О. Генри «Рассказы».
40. Генри Райдер Хаггард «Дочь Монтесумы», «Копи царя Соломона», «Клеопатра».
41. Иван Гончаров «Фрегат Паллада».
42. П.Л. Треверс "Мэри Поппинс"
43. Николай Носов "Витя Малеев в школе и дома"
44. Д. Мамин-Сибиряк "Серая шейка"
45. В. Одоевский "Городок в табакерке"
46.В. Гаршин "Лягушка-путешественница", "Сказка о жабе и розе"
47.М. Горький "Воробьишко", "Про Иванушку-дупачка", "Случай с Евсейкой"
48.С. Аксаков "Аленький цветочек"
49.М. Салтыков-Щедрин "Премудрый пескарь", " Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
50.М. Пришвин "Курица на столбах"
51.Е. Чарушин - Цикл рассказов про Тюпу и Томку.
52.А.П. Чехов "Каштанка", "Белолобый".
53.А.Волков "Волшебник изумрудного города"
54.А. Волков "Урфин Джюс и деревянные солдаты"
55.А.Волков "Семь подземных королей"
56.А. Волков "Желтый туман"
57.Ж. Верн "Вокруг света в восемьдесят дней"
58.К.Булычев "Девочка с планеты Земля"
59."Исчезнувший принц" Бернет
60. "Удивительные приключения Баты"