воскресенье, 24 марта 2013 г.

Презентация к уроку кубановедения по теме: "Костюм казачки"

Материал к уроку кубановедения по теме "Одежда"


 



Разработка урока кубановедения по теме "Одежда казачки"


Цель: Познакомить с традиционной  одеждой казачек;
Задачи:
Образовательная:
Ø  расширение  кругозора учащихся
Воспитательная: 
Ø  воспитание уважительного отношения к истории и традициям жителей Кубани
Ø  воспитание уважения к мнению товарищей
Развивающая:
Ø  развитие  речи  учащихся, кругозора, познавательного интереса
Ø  развитие творческих способностей младших школьников
Ø  формирование умения работать с текстовой информацией, словарями, справочниками
Ø  формирование умения работать в группе сверстников.

Оборудование:
v  презентация по теме урока,
v  раздаточный материал для проверки домашнего задания, самооценки,
v  конверты с заданиями для групповой работы,
v  костюм казачки
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Повторение правил работы в группах с опорой на условные обозначения.
3.Актуализация знаний по пройденной теме «Одежда казаков. Мужской костюм».
Рассказ про одежду во все времена.
Про то, как менялась с веками она.
Как нынче нужна,
Как важна была прежде…
Итак, начинаем рассказ об одежде.

4.Проверка домашнего задания. Работа в группах.
Каждой группе предлагается рассмотреть предложенный предмет
Кусок кожи, овчины, колодка для обуви, серьга, подкова.
Вопрос для всех групп:
Как эти предметы связаны с темой предыдущего урока?
Чтение стихотворений  Владимира Нестеренко  и Вадима Неподобы
Назвать элементы одежды казака, которые встретились в данных произведениях.
Бывалый казак.
Дед достал из сундука
С козырьком фуражку,
Сапоги. Из тайника –
Удалую шашку.
Чуб волнистый причесал.
Взгляд – лихой, горячий.
Приоделся и сказал:
«Я – на сход казачий».

***
Лишь запоёт кубанский хор
В лихих кубанках и черкесках,
Я вижу дедов дом и двор,
За ними даль в пшеничных плесках…
Лишь запоёт кубанский хор
Или блеснет казачий танец,
Как будто солнце из-за гор
Всё сразу над Кубанью встанет…
Лишь запоёт кубанский хор –
Понятны всем его наречье,
И шире степи, выше  гор
Душа бывает человечья…

5.  Введение нового материала.
Значение одежды в казачьей семьи было весьма велико, красивая одежда под­нимала престиж, подчеркивала достаток, отличала от иногородних. Одежда, даже праздничная, в прошлом обходи­лась семье относительно дешево: каждая женщина умела прясть, ткать, кроить, шить, вышивать, плести кружева.
Женский костюм — это целый мир. Не только каждое войско, каждая станица и даже каждый казачий род име­ли особый наряд, который отличался от иных если не со­вершенно, то деталями. Замужняя женщина или девушка, вдова или невеста, какого она рода и даже сколько у жен­щины детей — это определялось по одежде.
Необходимо отметить возрастные различия в одежде. Самым красочным и лучшим по качеству материала был костюм девушек-невест и молодых женщин. Рукава ру­бах в них богато украшались растительным и геометри­ческим орнаментом. Свадебный костюм полагалось береж­но хранить в сундуке: очень часто его использовали в ка­честве погребального костюма («одежда на смерть»), а в случае надобности — как средство лечебной магии. На Ку­бани существует поверье, что если завернуть в него боль­ного ребенка, он выздоровеет.
К 35 годам женщины предпочитали одеваться в более темную, однотонную одежду упрощенного покроя.
Дети получали минимум одежды, часто донашивали старую. Рубаха считалась домашней одеждой. Шилась она из домотканого конопляного холста. Основным материалом для изготовления домотканого полотна служила конопля, реже шерсть. Изготовленное полотно отбеливалось в специальных долбленных бочках-буках подсолнечной или древесной золой.
Праздничную одежду шили из шелка или бархата.

6. Словарная работа. Разбор по составу.  Домотканный.
7. Работа в группах. Чтение информационной статьи. Сообщение нового материала учащимися.
1 группа.
Традиционный женский костюм состоял из юбки и кофточки (блузки), назывался «парочка». Блузка могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделыва­лась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кру­жевами, гарусом, бисером.
2 группа.
Юбки шили из ситца или шерсти, широкие, на шнуре — учкуре, для пышности присобранные у пояса. Внизу юбка украшалась кружевами, оборками, мелкими складочками. Холщовые юбки на Кубани носили, как правило, в качестве нижних, и назывались они по-русски — «подол», по-украински — «спидница». Нижние юбки надевали под ситцевые, сати­новые юбки, иногда даже по две-три, одна на дру­гую. Самая нижняя была обязательно белой.
3 группа.
Особенностью казачьего женского костюма были  накидки на голову.  Замуж­няя женщина никогда не показывалась без головного убора. Женщинам не положено ходить в храм с непокрытой головой.  На скрученную косу надевали шлычку.  Шлычка - маленькая шапочка, собранная на тесьме, в которую заправляли закрученные в узел на затылке косы замужние женщины
Казачки носили кружевные платки, а в XIX в. — колпаки, фаишонки от немецкого слова «файнй— прекрасный).
Девушка же покрывала голову и обязательно заплетала косу с лентой.      
4 группа
Чувяки - мягкая кожаная обувь без каблуков, кожаные тапочки с закрытой пяткой.  Их изготавливал из кожи буйволов и быков. Вырезали из кожи кусок, соответствующий размеру ноги, и, проделав петли, перевязывались кожаными ремешками, на манер лаптей, которые носили с вязаными носками.
Черевики —женские остроносые башмачки на каблуках
Праздничной обувью считались чирики — туфли с гладкой подошвой и вырезом сверху, которые носились на шерстяных чулках.
8. Закрепление изученного материала. Фронтальная работа.
Сравнение традиционной одежды казачки и черкешенки.
Работа в группах «Одень куклу».Из предложенных вариантов одежды, необходимо выбрать наряд казачки и черкешенки. Прокомментировать свой выбор.
Установить соответствие между видами одежды и их названиями
Обувь                                                   «парочка»                              чувяки
Женский костюм                                  гусарики                                кубанка        
Мужской костюм                                  шлычка                                  архалук
Головные уборы                                 черкеска                                 сапоги

9.Домашнее задание по выбору
v  раскрасить женский костюм
v  нарисовать фасон современной женской одежды с элементами казачьего костюма
v  составить 2-3 вопроса по теме «Одежда казаков»
v  подобрать фотографии по теме урока


10.Рефлексия