вторник, 9 апреля 2013 г.

"Земля отцов - моя земля" - разработка урока кубановедения


Задачи урока:
           Образовательная:
Ø  расширение  кругозора учащихся
            Воспитательная:
Ø  воспитание уважительного отношения к истории, культуре,  традициям жителей Кубани
Ø  воспитание уважения к людям труда
Ø  воспитание уважения к мнению товарищей
Развивающая:
Ø  развитие  речи  учащихся, познавательного интереса
Ø  развитие творческих способностей младших школьников
Ø  формирование умения работать с текстовой информацией, словарями, справочниками
Ø  формирование умения работать в группе сверстников.
 Оборудование:
v  презентация по теме урока,
v  маршрутные листы
v  конверты с заданиями для групповой работы,
v  музейные экспонаты
Ход урока:
1. Слайды 1-28 Организационный момент.
(в данной разработке на слайдах представлены фотографии с изображениями достопримечательностей Краснодарского края, города Краснодара, учитель может сам варьировать видео ряд, наполняя его местным материалом для создания комфортной ситуации, приближения каждого ученика к осознанию «Земля отцов – моя земля!»
Возможно использовать музыкальную композицию «Жемчужина России» или «Ой, да, Краснодарский край»).
2. Слайд 31 Ознакомление (или повторение) с  правилами работы в группах с опорой на условные обозначения, с раздаточным материалом для работы на уроке.
Для чего люди работают в группах?
Какие правила необходимо соблюдать, чтобы работа в группах была успешной?
В течение урока вашим помощником будет маршрутный лист, с его помощью мы узнаем много нового.
 3. Слайд 32 Введение в тему урока:
Летом (перечисляются имена летних именинников) стали на год взрослее, а как вы думаете, кому из героев могло исполниться 8,10, 28,35, 65лет и 74 года?
Кто из данных героев праздновал юбилей?
Слайд 33 Словарная работа «юбилей».
Юбилей - Празднование годовщины (выражающейся в круглых и крупных цифрах) деятельности человека или учреждения.
Как вы понимаете значение слова «юбилей»?
Чтение толкования слова в маршрутном листе.
Подбор родственных слов к слову «юбилей» (юбиляр, юбилейный)
 4. Слайд 34  Введение нового материала.
13 сентября 2011 года исполняется 74 года со дня образования Краснодарского края. 
В его состав входят 38 районов, на его территории проживают   более 5 миллионов человек. Это наша с вами Родина, земля,  на которой жили наши деды и прадеды.
У казаков было особое отношение к родной земле, ведь они были её защитниками, она всегда была кормилицей для  всех народов, которые на ней проживали и проживают сейчас.
 5. Слайд 35-36 «Народная мудрость»
Особое, уважительное отношение к земле нашло своё отражение в кубанском фольклоре: в пословицах, поговорках, песнях.
Задание: установить соответствие между частями пословиц.
Самопроверка выполненного задания.
Чтение и толкование пословиц.
(при наличии интерактивной доски, соответствие можно установить путём перемещения слов, либо соединения частей пословиц маркером)
 6.Слайд 37 Работа в группах. «Люди труда»
Кубанская земля всегда славилась своими людьми, мастерами разных профессий, многие профессии редко встречаются в современном мире,  труд многих людей заменили машины.
Задание: каждая группа получает определённый предмет, составляет рассказ об этом предмете (опора для  ответа предлагается в маршрутном листе).
Опора для ответа:
1.Назовите предмет.
2. Из какого материала он изготовлен?
3.Как используется?
Для анализа могут быть предложены фотографии, музейные экспонаты.
Например: кувшин, подкова, вышитая салфетка, изделие из лозы, весы, колодка для изготовления обуви,  веретено и т.д.
Дополнительные вопросы учителя:
Назовите профессии людей, которым могли принадлежать эти предметы?
Существует ли эта профессия в наши дни?
Какие современные аналоги есть у данных предметов?
 Слайды 38-40 
И сегодня на кубанской земле трудятся  люди, которые своим трудом приносят славу Краснодарскому краю. Это космонавт Виктор Горбатко  и кардиохирург Кирилл Барбухатти,  учитель года города Краснодара Елена Евтушенко и чемпион мира по тяжелой атлетике Александр Иванов. Уверена, что вы будете хорошо учиться, а  в будущем ваши имена будут гордостью Кубани.
(учитель может использовать данный видео ряд, можно использовать  местный материал, «Доску почёта» своего города и станицы).
 7 Слайды 41-42 «Кубань – наш общий дом!»
Краснодарский край стал общим домом для людей более ста национальностей. В музыке, кухне, костюмах народов Кубани много различий, но ещё больше общего.
Задание: внимательно посмотрите на женские костюмы  народов, проживающих на территории Краснодарского края, найдите общие признаки.
(при наличии интерактивной доски используется инструмент «шторка», в презентации можно вставить пустой слайд, для проверки вернуться на предыдущий слайд).
 8. Слайд 43 Литературная страничка
Красота земли Кубани не могла оставить равнодушными творческих людей, писателей и поэтов.
Чтение произведений кубанских поэтов (тексты  даются в маршрутном листе, каждая группа читает своё произведение, выбор произведений на усмотрение учителя в зависимости от уровня подготовки детей).
1 группа
Могучие горы,
Степные просторы,
Приморского берега грань….
Леса и поляны,
Сады и лиманы – всё это родная Кубань. (В.Подкопаев)
 2 группа
Густой туман плывёт низиной.
Покоем полнится земля.
И, держат небо, как корзину,
Над хуторами тополя. ( К. Обойщиков)
 3 группа
Мне дороги кубанские рассветы
И свежий запах скошенных полей,
Степных цветов красивые букеты,
Пуховые седины тополей
Мне дороги кубанские равнины,
Сады и реки, горы и моря –
Все эти живописные картины
Живут с любовью в сердце у меня! (Е.Александров)
 4 группа
Шумят, шумят желтеют нивы,
Красою сердце веселя.
Родимый край мой,
Край судьбы счастливой,
Земля отцов – моя земля.  ( Иван Варавва).
 9 Слайд 44 Мини-проект «Земля отцов – моя земля!»
Строки из стихотворения Ивана Вараввы станут основой для стенной газеты, которую посвятим  дню рождения Краснодарского края.
Работа в группах: каждая группа получает конверт, в котором  находится лист формата А-4, фотографии с изображениями достопримечательностей Краснодарского края, текстовая информация.
Учащиеся подбирают к тексту подходящие по смыслу фотографии, приклеивают или крепят при помощи двустороннего скотча на лист бумаги или картона. Один представитель от группы зачитывает текст и показывает готовую страницу газеты.
 1 группа.
Краснодар – это административный центр Краснодарского края. Это город, в котором мы живём.
 2 группа
Новороссийск- это город-герой! Мы гордимся подвигом своих дедов и прадедов!
 3 группа
Атамань – это музей под открытым небом! Это страницы прошлого нашей земли!
 4 группа
Сочи – столица зимних Олимпийских игр 2014 года. Это спортивные надежды Краснодарского края и России!
 Учитель на доске помещает заголовок газеты «Земля отцов – моя земля!», а под ним готовые работы учащихся
 10. Подведение итогов урока.
Ребята, впереди у вас новый учебный год, новая ступенька школьной лестницы. Учитесь, думайте, мечтайте и помните, что вы – будущее Краснодарского края, от вас зависит, какой будет земля наших дедов и отцов, будьте достойны её прошлого,  в ваших руках её будущее!
(Подвести итог урока может учитель, представитель родительской общественности, ветеран труда, возможно  дистанционное обращение  земляков, находящихся за пределами края).

Комментариев нет:

Отправить комментарий